«Партия войны» Прилепина и казаки: разницу между сословием и нацией объяснили в Воронеже

17:50
16
«Партия войны» Прилепина и казаки: разницу между сословием и нацией объяснили в Воронеже

На представителях старинного воинского сословия свое внимание заострил федеральный политик.

В минувшие выходные российский писатель и политический деятель Захар Прилепин выступил с необычным заявлением. Основатель партии «За правду» (в народе ее называют «Партией войны» из-за агрессивной риторики и постоянного оправдания Украинского конфликта) коснулся темы казачества. Прилепин заявил, что представители этой этно-социальной общности не являются отдельной нацией. Выделение казаков в какую-то отличную от русских национальность является «прямым и беспощадным путем к сепаратизму». Свое заявление Захар Прилепин опубликовал на странице в telegram.

Создатель «Партии войны» собрался баллотироваться в Государственную Думу от Ростовской области. Прилепин в данный момент рассматривает либо Таганрогский, либо Шахтинский одномандатный округ. Для ростовчан тема казачества является наиболее близкой. К тому же в осеннюю перепись населения жители региона на юге России смогут указать свою принадлежность к «казакам». Соответственно, заявление господина Прилепина по поводу этно-социальной общности стало как никогда актуальным.

— Казаки, напомню, воинское сословие. А не нация. С тем же успехом в отдельную нацию можно выделить «однодворцев», а то и «стрельцов». Все, настаиваю, все вменяемые, взрослые представители академической науки знают, что казачество сформировалось при Иване Грозном из русских людей с вливаниями татарской и черкасской составляющей, — написал в своем telegram Захар Прилепин.

Людей, которые считают казаков отдельной нацией, писатель призвал «снимать со всех должностей и отдавать под суд».

Тема казачества является очень близкой и для Воронежской области. В нашем регионе представители этого воинского сословия появились еще в XVII веке. Это были малороссы, или, как их еще называли, черкасы. Эти люди селились на воронежской земле из-за своего перманентного конфликта с Речью Посполитой. Так постепенно в наших краях было сформировано казачество.

В свете заявлений Захара Прилепина о воинском сословии «Блокнот Воронеж» решил взять комментарий у писателя и историка Николая Сапелкина. Общественный деятель, к слову, сам причисляет себя к казакам. Журналист спросил у Сапелкина, считает ли тот себя представителем отдельной от русских нации.

Николай Сапелкин

— Мы не можем относить казаков ни к нации, ни к национальности. Первое из названных мною понятий несет политический окрас. Нация означает общность граждан одной страны. Чаще всего – это исторически устоявшаяся общность. Но иногда на наших глазах появляются новые государства, и в них формируются новые национальные идентичности. Что же до национальности, то она означает принадлежность человека к определенной этнической общности. Казачество в силу условий своего формирования никогда не было в полном объеме моноэтничным. К базовому русскому этносу добавлялись и аланы, и татары, и многие кавказские народы. В итоге сложилось понимание казачества как объединения по интересам и по месту проживания. Донские казаки в XVI и XVII веках были объединены задачей добывания себе хлеба насущного с оружием в руках. А уже в позднее время они стали составной частью русского воинства. Так начали возникать и терские казаки, и кубанские. В итоге государство стало использовать их для охраны границ – вплоть до Приморья. То есть мы не можем относить людей, которые вступали в это объединение, к отдельному этносу.

Чаще всего споры об отдельной идентичности казачества происходят из-за его истории. Казаки появились из-за крушения Золотой Орды, подданные которой остались на территории, прилегающей к Дону. Они начали самостоятельно выстраивать жизнь на этих землях. Они защищали свои места проживания и совершали грабительские набеги на соседей (Крымское ханство, Османскую империю, на Польшу, да даже на Русское государство). К примеру, в 1547 году ногайский хан Юсуп жаловался царю Ивану Грозному, что казаки поставили на реке Воронеж три городка и совершали грабежи купцов. На это русский царь отвечал следующее: «А ты этих казаков излови и нам передай. Они что для тебя (Юсуп) – воры, что для меня – воры».

До 1719 года Россия воспринимала казаков представителями самостоятельного государственного объединения. Так же их воспринимали и Османская империя, и Крымское ханство, и Речь Посполитая. Но при этом у казаков не было сил поддерживать свою экономику и свое войско. Они перешли на дотации от московского государя. Отчасти они походили на жителей современных ДНР или ЛНР. Говорили в XVI и XVII веках казаки на русском языке. Более того, к ним бежало множество российских подданных. Постепенно казаки растворились в нашей нации.

Да, у казаков есть своя мифология. Она отлична от сказаний центральных регионов России. Но куда деть общую историю, которая насчитывает уже более 500 лет?! Донские и кубанские казаки – они, несомненно, русские. Те, кто выделяет их в отдельные нации, занимаются провокациями, – прокомментировал Николай Сапелкин.

Отметим, детище Захара Прилепина в виде «Партии войны» несет россиянам очень агрессивную риторику. Структура постоянно оправдывает братоубийственный конфликт на Донбассе и в Луганске, призывает использовать тоталитарные методы при развитии отечественной культуры. Социально-экономическая повестка в партии есть, но Прилепин с единомышленниками ее касается редко. В основном писатель сосредоточен на глобальных и межгосударственных вопросах. Как видим, политик еще и заинтересовался темой казачества, призывая кого-то там «снимать с должностей и отдавать под суд».

Захар Прилепин (фото с его Facebook)

Илья Ершов

Источник: http://bloknot-voronezh.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...