Иерей Роман Ткачев: «Спаситель побеждает смерть»

10:40
21
Иерей Роман Ткачев: «Спаситель побеждает смерть»

Через несколько дней весь православный мир отмечает главный праздник христианства – Пасху. В чем смысл Воскресения Христова, как влияют события двухтысячной давности на современного человека и как православные готовятся к этому дню, «Горкому36» рассказал ректор Воронежской духовной семинарии иерей Роман Ткачев.

«Бог создал человека для радости»

— Отец Роман, сначала очень банальный, но, тем не менее, все важный вопрос – почему Пасха отмечается всегда в разные дни и нет точной даты?

— Иисус Христос, несомненно, есть реальная историческая личность. События, описанные в Евангелиях Апостолами – не аллегория, они происходили при вполне конкретных обстоятельствах. В то время летоисчисление происходило не по привычному нам принципу, при вычислении начала месяцев использовались лунно-солнечные циклы. Этот принцип лег в основу Юлианского календаря, на основе которого и вычисляется Пасха. Поэтому у православной христианской Пасхи каждый год разные даты.

На самом деле, мы Пасху празднуем не только раз в году, но и каждую неделю – в воскресенье. Каждое воскресение — это «малая Пасха».

— Праздник Пасхи связан с приходом на Землю Сына Божьего, его смертью и воскресением. Для чего все это?

— Коротко на этот вопрос не ответишь. Апостол Павел пишет, что «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Вера христианская без веры в воскресение не имеет смысла. Зачем вообще Бог пришел в этот мир? Евангельское повествование говорит, чтобы спасти людей от грехов. Что это значит?

Господь приходит в этот мир, чтобы вернуть людей к той цели, ради которой мы и были созданы. «Бог создал человека для блаженства – и именно в Нем, через живое с Ним общение», — говорит святитель Феофан Затворник. Человек стремится к состоянию радости и блаженства. Как достичь этого? Только через единение со своим Творцом, поскольку счастье, которое ищет каждый человек, есть результат приобщения человека к Своему Создателю, к Его бесконечной любви и благости. Такое присутствие Божие в нас возможно и доступно для каждого человека через веру и покаяние (изменение своих греховных навыков к добру).

«Господь нисходит в ад, чтобы лишить его силы»

— Этот момент часто неясен бывает. Все-таки Бог воплотился на Земле в образе человека или его Сын?

— У нас не три Бога, а один. То, какой Бог и каким Он открыл нам Себя – удивительно и до конца непостижимо. Мы верим в одного Бога, в трех лицах прославляемого. Каждое лицо в полноте обладает одной и той же божественной сущностью. Один из образов, помогающих лучше понять эту тайну – радуга, один и тот же свет, но цвета различны. Мы оцениваем вещи или явления логикой, но логика — это закон человеческого мышления, как и закон гравитация, они оба установлены Богом, а Он Тот, Кто превосходит все установленные законы и представления — Он их Создатель.

Сын Божий — второе лицо Святой Троицы — становится человеком, но не перестает быть Богом. Во Христе происходит соединение божественной и человеческой природы.

— Если Бог всемогущ, разве не мог бы просто взять и все исправить?

— Бог уважает свободу выбора человека. Первый выбор от лица людей сделали Адам и Ева, когда дьявол предложил им отвернуться от истинного Бога и самим стать богами, и они согласились. Это проявление великой гордыни.

Новая Ева, дева Мария через свою верность Богу, становится способной стать матерью Сына Божия и принимает со смирением это благословение – в этом тоже проявляется свобода выбора.

Бог становится истинным человеком, чтобы исправить то, что принес в мир грех. Христос умирает за грехи всех людей, побеждает смерть, открывает возможность любому человеку войти в Рай. Собственно, Церковь — это и есть те врата, через которые все призваны войти в вечное общение с Богом. Как и Христос говорил: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

— Каким образом Бог, воплотившись в человека, исцеляет человеческую природу?

— Смерть – наказание за грех, результат грехопадения. Изначально человек создавался бессмертным. Но, введя первых людей во грех, дьявол приобрел власть над людьми и низводил во тьму ада всякого человека – все, даже праведники, ожидали там избавления. Христос пришел помочь людям освободиться от этого рабства и тирании.

Господь, будучи безгрешным, берет на Себя грехи всего мира, чтобы исцелить, в конечном итоге, человеческую зависимость от греха, проклятия (за грех) и смерти.

Сейчас начались страстные дни — время, когда мы будем вспоминать и молитвенно сопереживать последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страдания, Его распятие, Его смерть… Мы вспомним и один из трогательных сюжетов, где Господь молится в Гефсиманском саду, чтобы Его миновала «чаша сия» (см.: Мф. 26:36–44), потому что как Человек Он не хочет умирать, но Он идет добровольно на это, чтобы Своею смертью умертвить смерть.

Теперь я хотел бы обратить внимание на очень важный момент – что происходит с Господом Иисусом после того, как его человеческое естество умирает? В тексте Пасхальной службы есть такие слова: «во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю с разбойником и на престоле был Ты, о Христе, со Отцом и Духом, всё наполняя, неописуемый» (текст тропаря Пасхального канона в русском переводе). Господь своей человеческой душой спускается в ад, чтобы Своей Божественной властью лишить его силу и вывести души праведников в рай.

Существует смерть духовная и физическая. Смерть физическая – в отделении души от тела. Смерть духовная заключается в отделении человека от Бога. Господь приходит, чтобы разрушить власть смерти в обоих смыслах, освободить души праведных из ада и в будущем воскресить всех умерших от начала мира. Величие праздника Пасхи в том, что Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, то есть мертвым. А если Он воскрес, значит, все, чему Он учил, – истина, как и то, что в последний день истории мироздания все по Его слову воскреснут и предстанут перед Его последним судом.

Когда человек соединяется с Богом

— Как же человек связан со всеми этими событиями?

— На 40 день после воскресения Христова происходит Его вознесение на небо – для нас это праздник Вознесения. А на 50 день происходит нисхождение Святого духа на апостолов. Это и есть день Рождения Церкви. Все, что совершается в Церкви, совершается силой Духа Святого. Как учили святые Отцы, Отец посылает в мир Сына, Сын совершает дело искупления, а чтобы человек мог усвоить плоды искупления, в это мир посылается Святой Дух.

Жизнь Церкви — это жизнь в Святом Духе. Сама Церковь и Её Таинства – есть плоды или результат Крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя. Через Крещение мы получаем отпущение всех грехов. После крещения совершается второе Таинство – Миропомазание, когда происходит нисхождение Духа Святого на человека. И, конечно же, Таинство Причастия, когда человек соединяется с Богом. Первоочередная задача Великого поста – подготовить человека, через молитву и покаяние к личному переживанию Страстных дней и Пасхальных событий и, конечно же, к приобщению Евхаристии.

— Если кто-то не выдержал Великий пост, то не может причаститься? Или же человек просто ничего не почувствует.

— Думаю, что никто не откажет в причастии человеку, который имеет искрение покаяние и желание приступить к Святым Тайнам, даже, если в силу каких-то причин он не смог весь пост выдержать. При этом, если человек просто не хотел постится, не хотел «себе любимому» ни в чем отказывать, то вопрос о целесообразности Причастия в таком состоянии остается открытым.

Евхаристия (Таинство Причащения) — самое важное из семи церковных Таинств. Во время Таинства происходит единение христиан с Господом. Господь даровал нам это Таинство на Тайной Вечери – это была последняя Пасхальная трапеза Иисуса Христа с Его учениками.

До Пасхи можно еще причаститься и в течение всей Страстной седмицы кроме Великой Пятницы. А для тех, кто хранил пост все установленное время, церковными правилами разрешено без поста подходить к Чаше в дни Светлой седмицы.

«Жизнь человека может быть освящена»

— Празднуя Пасху, люди тяготеют больше к внешней атрибутике. Что она несет в себе?

— Духовное и невидимое трудно иногда воспринимается, так как для этого нужны серьёзные усилия, связанные со всей жизнью человека, а вот видимое и осязаемое руками всеми нами воспринимается легче. Обычно в храмы больше всего стекается народу, когда можно унести что-то в руках домой, связанное со святыней – Крещенскую святую воду, освещенные вербы, пасхальные куличи и яйца. По любви к нам Бог сделал возможным, что даже бытовая жизнь человека может быть освящена – освящаются дома, машины, продукты. И это очень радостно и важно для всех нас, но это не так важно по сравнению с возможностью освятить свою душу.

Печально, что мы, упуская главное, хватаемся за второстепенное, символическое, а то что действительно важно, что может помочь изменить жизнь и исцелить душу – нами, к сожалению, не воспринимается так глубоко и сознательно.

Евхаристия есть центр жизни верующего человека. В Евхаристии Бог дарует Себя нам, мы вкушаем Его тело и Кровь как «источник бессмертия» — так поется в церковных песнопениях. Это великое Таинство и великий дар, установленные самим Господом и Спасом нашим Иисусом Христом. В Евангелии от Луки сказано: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19) и в другом месте «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

— Не могу не задать вопрос, который ежегодно вызывает споры с родственниками – о посещении кладбища в Пасхальное воскресенье. Оправдываясь, люди говорят: «так у нас заведено», «не пойду – что люди скажут».

— На Пасху и на Светлой седмице не служится панихида. От Пасхи до Радоницы — это особое время, когда мы прославляем победу жизни над смертью, поэтому – не время скорбеть о смерти. Хотя на Литургии в храме мы поминаем и живых, и усопших.

Если человек не идет в храм, не причащается, а на кладбище идет, получается, что он греха не боится, а мнения человеческого боится. Ведь что такое грех? Это очень просто – все то, что человек делает не по любви к Богу, все то, что человеку вредит или не приносит пользы.

Откуда взялась эта традиция? Я думаю, что когда закрывали храмы, когда власть не приветствовала посещение христианами церквей, люди шли туда, где были установлены кресты, шли к тем, кто ожидает воскресения! Но постепенно произошла потеря и этого смысла.

Радоница, 9-й день по Пасхе – день Пасхальной радости для умерших. Мы в этот день приходим на кладбище не просто помолиться о упокоении умерших, а несем им Пасхальную весть, радость Воскресения, чтобы и мы — живые – и вместе с нами — усопшие вместе разделили радость Воскресения Христова.

«Можно сходить в храм в любой день»

— Из-за пандемии празднование Пасхи должно проходить с соблюдением санитарных требований. Может быть лучше остаться дома?

— В храмах соблюдаются все санитарные требования. Христиан, у которых наблюдаются симптомы ОРВИ, мы призываем оставаться дома. Что касается остальных, то я не вижу препятствий к посещению церкви.

Можно сказать, что на Пасху храм при требовании социальной дистанции может и не вместить всех желающих, но сейчас в большинстве храмов вынесены колонки на улицу, поэтому возможность участвовать в богослужении будет у каждого желающего. При этом, в такие дни праздничных Литургий бывает несколько за сутки.

Если человек остерегается заразиться, из-за большого стечения людей, то возможно, что для такого человека лучше остаться дома и став возле иконостаса, слушать онлайн трансляцию и молится со всеми использую новые информационные технологии. Это не грех. Кроме того, всю Светлую седмицу в городских храмах будут проводить праздничные службы. Можно сходить в любой день, и в любой день, подготовившись, причаститься.

Фото Алисы Ермаковой и Воронежской духовной семинарии

Источник: https://gorcom36.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...