Бюджет развития-2022: параметры и акценты

16:55
21
16.12.2021 16:26

Главный финансовый документ Воронежской области, внесённый в облдуму губернатором Александром Гусевым, направлен на выполнение социальных гарантий и развитие экономики региона

С 1 января следующего года, согласно Бюджетному кодексу и в соответствии с указанием главы региона Александра Гусева, в Воронежской области вступит в силу её основной финансовый документ – бюджетная роспись доходов и расходов на 2022 год, а также на два последующих года (эти калькуляции представлены в виде своего рода каркаса, основы для предстоящего планирования и подсчётов). Проект, свёрстанный в стенах областного правительства, прошёл первое чтение в Воронежской областной Думе и в целом наверняка сохранит свои основные параметры к концу декабрьских слушаний. «Коммуна» разбиралась в особенностях главного финансового документа региона.

Год наступающий – доходы, дотации и низкий дефицит


Итак, доходная часть бюджета Воронежской области на следующий год оценивается примерно в 141 млрд 272 млн рублей. Из них 33,2 млрд рублей составят межбюджетные дотации, субвенции, субсидии и трансферты, которые приходят в регионы РФ либо за счёт прямых отчислений из бюджета Федерации, либо за счёт профильных программ, проектов и прочих фондов общероссийского масштаба.

Так, например, безвозмездные поступления в нашу область от Фонда содействия реформированию ЖКХ составят почти 383 млн рублей. Это логичный шаг. Хлопоты по модернизации коммунального хозяйства – дело общероссийское, так что регионам надо давать деньги, чтобы иметь как минимум веский повод для контроля: как и куда они были потрачены.

Что же касается расходной части областного бюджета-2022, то в денежном выражении она составляет 144 млрд 539 млн рублей. Таким образом, бюджетный дефицит–то есть превышение расходов над доходами–получается в размере примерно 3,3 млрд рублей, или чуть более 2% от доходной части.

Стоит отметить, что, согласно всем канонам бюджетирования, эта величина считается незначительной, чуть ли не статистической погрешностью, что говорит о взвешенном подходе воронежских финансистов к решению задач по обеспечению региона необходимыми денежными средствами. В любом случае на фоне кризисных бюджетных дефицитов Воронежской области в 90-х годах прошлого века и в начале века текущего наши нынешние балансы выглядят полноценными бюджетами развития.

Социальный бюджет: условие и необходимость


Обращает на себя важная особенность принимаемого регионального бюджета. Основная часть расходов на 2022 год – примерно 68% – направлена на обеспечение социальных нужд и развитие социальной сферы. Причин несколько. Вопервых, социальный уклон бюджета позволяет смягчить последствия инфляционного роста, подстёгнутого в последние пару лет нежданными ограничениями малого и среднего бизнеса, вызванными пандемией COVID-19. Далее читатели смогут увидеть, что и в этих условиях власти не сидят сложа руки: они стараются стимулировать экономическую деятельность на низовом и среднем уровнях, чтобы дать людям возможность самостоятельного и гарантированного заработка.

Кроме того, говоря о сути расходных статей, не следует забывать и другого обстоятельства. В течение последних 30 лет, то есть после распада СССР и включения России в сферу влияния Международного валютного фонда и Всемирного банка, в нашей стране также утвердилось глобальное правило, согласно которому бюджеты стран и их регионов не имеют права выступать инвесторами экономического сектора, поскольку это «нарушает правила рыночной экономики и свободной конкуренции».

Рост инвестиций и доходов: два года на ускорение


Вернёмся к проектным параметрам воронежского финплана, на этот раз – двух последующих годов. Итак, на 2023 год в нашей области полагают возможным сверстать бюджет с доходной частью в 145 млрд 94 млн рублей, при этом объём субвенций, дотаций и трансфертов рассчитан в размере 31,3 млрд рублей. На 2024-й сумма поступлений может составить уже 150 млрд 720 млн рублей, из которых внешние безвозмездные поступления планируются как 30,45 млрд рублей.

Таким образом, в 2023 и 2024 годах мы видим рост собственных доходов и снижение внешних денежных вливаний с одновременным снижением бюджетного дефицита. Это должно произойти, в том числе благодаря увеличению частных (включая зарубежные) инвестиций в экономику области. По данным регионального правительства, в ближайшие годы их сумма может составить несколько сот миллиардов рублей (до 580 млрд), в первую очередь – в сельскохозяйственное производство и перерабатывающую промышленность.

Данная тенденция соответствует мировому тренду: при высочайших рисках обвала капиталов спекулятивного характера (например, биржевые спекуляции) всё большая часть свободных денег стала направляться в реальную экономику, производящую предметы первой необходимости. И особенно продукты питания. Инвесторы рассматривают этот сектор как «тихую гавань» с гарантированным доходом и устойчивым оборотом средств.

Межбюджетные отношения на уровне региона


Теперь обратимся к другим показателям бюджета-2022 – от макроуровня к среднему и локальному. Например, ознакомимся с распределением налоговых поступлений в разрезе региональных и местных полномочий. Так, доходы от единого сельхозналога зачисляются по следующему нормативу: 30% – в бюджеты поселений, 60% – в бюджеты муниципальных районов.

Доходы от продажи и аренды земельных участков, которые расположены в границах городских округов, а также городских и сельских поселений (с рядом уточнений по части их подведомственности), распределяются в соотношении 50/50 в бюджет области и в бюджеты городских округов или городских и сельских поселений. Похожим образом распределяются налоговые поступления на доходы от продажи объектов недвижимого имущества.

А это значит, что областные власти стараются обеспечить муниципальные образования региона собственными доходами за счёт ряда ведущих налоговых отчислений, и это должно служить стимулом для местной власти – развивать имущественные отношения куплиаренды, а главное – создавать условия для экономической деятельности сельчан. Опыт показывает, что это процесс, скажем так, небыстрый, поэтому одной из главных задач областной власти было и остаётся выравнивание бюджетной обеспеченности территорий.

За этот процесс отвечает система межбюджетных трансфертов на поддержку и развитие муниципальных образований Воронежской области. Так, в следующем году эта сумма составит 41,7 млрд рублей, в 2023-м–в 37,7 млрд, а в 2024 году–34,8 млрд рублей. Понижение общего объёма данного показателя связано с тем, что с развитием инвестиционного потока всё большее число муниципальных образований области сможет поддерживать должный уровень бюджетной обеспеченности своих территорий за счёт роста собственных доходов, поэтому основная часть трансфертов региональной казны будет направляться в районы, куда поступает меньше всего внешних инвестиций.

Прямая бюджетная поддержка – получатели и перспективы


Проект областного бюджета на 2022-й и два последующих года содержит в себе разветвлённую систему льгот и дотаций. Например, общий объём бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей в следующем году, составит примерно 43,5 млрд рублей (или около трети (!) всей расходной части казны), на 2023 год – 45,2 млрд, в 2024 году – почти 43,6 млрд рублей.

Цель данных вложений – выровнять демографический баланс и добиться естественного прироста населения Воронежской области, укрепляя первичную ячейку общества – семью. В числе этих мер предусмотрен и рост социальных выплат на содержание детей, оставшихся без родительской заботы, – опекунского и патронатного пособий, пособий усыновителям и т. п. примерно на 1000 рублей ежемесячно.

Кроме того, предусмотрена и бюджетная поддержка государственных гарантий медицинского обеспечения неработающих воронежцев. Так, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения из областного бюджета Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2022 год запланированы в размере 10,4 млрд рублей, на 2023 год – 10,8 млрд рублей, а в 2024 году эти расходы составят 11,3 млрд рублей.

Весьма обширен перечень юридических лиц, состоящий из 85 пунктов, имеющих право на получение бюджетных субсидий на щадящих условиях. В первую очередь, речь идёт о сельхозтоваропроизводителях. Руководство региона весьма заинтересовано в максимальном развитии сельского хозяйства силами фермеров и кооперированного крестьянства буквально по всему спектру продукции – от разведения прудовой рыбы и ягодников до местной переработки. Это и есть пример грамотного использования регионального бюджета как инструмента для стимулирования самодеятельного населения и вовлечения его в хозяйственную деятельность.

Кроме того, в 2022 году грантовая бюджетная поддержка предусмотрена и для десятков общественных организаций, социальных проектов и инициатив – экологических, образовательных, транспортных, а также социальным предпринимателям, добровольческим и волонтёрским объединениям, некоммерческим организациям, информационным проектам в общественной сфере и т. п. Словом, на укрепление гражданского общества. И это тоже одна из позитивных черт областного финплана, который совмещает в себе все характеристики бюджета развития, социального и хозяйственного.

ЦИФРА


68% всех расходов бюджета Воронежской области на 2022 год направлено на обеспечение социальных нужд и развитие социальной сферы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Председатель Комитета Воронежской областной Думы по бюджетной политике, налогам и финансам Николай КОЛОСКОВ:

– Большая часть расходной части бюджета придётся на отрасли социально-культурной сферы. Кроме того, важной частью бюджетной политики было и будет стимулирование рынка труда, привлечение инвестиций и в конечном счёте – создание новых рабочих мест, их диверсификация с учётом потребностей конкретных муниципальных территорий. Это соответствует основным задачам, которые ставит руководство региона: развитие социальной сферы и системы здравоохранения, стимулирование хозяйственной деятельности и расширение возможностей для достойного заработка граждан.

Фото: www.pexels.com

Рауф АХМЕДОВ www.communa.ru/ekonomika/byudzhet-razvitiya-2022-parametry-i-aktsenty-/ Нравится Не нравится Источник: http://communa.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...