«Семь ступеней» вверх: как в Воронежской области происходит реабилитация молодых инвалидов

12:00
12
«Семь ступеней» вверх: как в Воронежской области происходит реабилитация молодых инвалидов
29.12.2021 11:43

Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста был создан 27 лет назад, а в прошлом году переименован в Центр комплексной реабилитации инвалидов «Семь Ступеней». Название связали с семью ограничениями жизнедеятельности человека, т.е. утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Служба сопровождаемого проживания


Сегодня Центр – это многопрофильная специализированная реабилитационная организация, предоставляющая социальные, образовательные и медицинские услуги, реализующая мероприятия по различным направлениям реабилитации и социального обслуживания инвалидов с целью восстановления их социального статуса, приобретения профессии, социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Здесь оказывают реабилитационные услуги инвалидам трудоспособного возраста разных нозологических групп с учётом индивидуальных программ реабилитации или абилитации. После капитального ремонта и приобретения новейшего оборудования Центр в два раза повысил свою пропускную способность, и теперь в течение года реабилитацию проходят более 700 человек.

Появилась ещё одна форма социализации инвалидов, позволяющая им впоследствии жить самостоятельно: абсолютно новая технология «Служба сопровождаемого проживания для молодых инвалидов с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями». Ежегодно данную услугу получают более 20 человек.

Рассказывает руководитель учреждения Ирина Гринева:
— Подготовка к запуску проекта началась еще в 2020 году. Специалисты прошли обучение в Санкт-Петербурге в Федеральном научном центре реабилитации для инвалидов имени Альбрехта, установили связи с сетевыми партнерами в других регионах. В рамках капитального ремонта было организовано пространство тренировочной квартиры. С сентября мы начали реализацию проекта для подготовки к самостоятельной жизни людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС.
Получателями социальных услуг сопровождаемого проживания являются инвалиды старше 18 лет, нуждающиеся в предоставлении услуг социально-средовой реабилитации, социально-бытовой исоциально-психологической адаптации, имеющие перспективы самостоятельного проживания. Основная цель – социальная интеграция пациентов в общество, становление и развитие социальных навыков, формирование и приобретение компетенций, дающих возможность уверенной и полноценной жизни. Есть и новшество: в Центре созданы условия и для получения навыков некоторых профессий и дополнительного профессионального образования, с возможностью не только трудовой и профессиональной реабилитации, но и в дальнейшем организации дневной социальной занятости. Здесь же организуется быт и досуг инвалидов, формируются навыки общения и выстраивания социальных связей, чтобы люди могли адаптироваться и вести самостоятельную жизнь.

Переименовали тренировочную квартиру в «Дом»


В течение двух месяцев пять молодых людей с инвалидностью в возрасте от 24 до 49 лет, различных нозологических групп проходили курс социально-бытовой реабилитации и получали профессиональные навыки в «тренировочной квартире». Команда специалистов Центра разработала программу, включающую в себя курс обучающих занятий по формированию навыков самообслуживания, таких как личная гигиена, принятие пищи, уход за одеждой и обувью, базовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни: приготовление пищи, покупка продуктов питания и промышленных товаров, уборка помещения, осуществление коммунальных платежей. Много внимания уделялось развитию навыков конструктивного общения, произвольного поведения, самоконтроля, волевой регуляции и расширению социального окружения сопровождаемых.

На время пребывания в тренировочной квартире на каждого из сопровождаемых был составлен индивидуальный маршрут реабилитации с учётом их особенностей и результатов проведённой диагностики. Кому-то восстанавливали утраченные навыки чтения, письма, счёта, кого-то обучали элементарным навыкам самообслуживания, кто-то учился готовить основные блюда, распоряжаться деньгами, планировать свой бюджет, наводить порядок в квартире… Сотрудники Центра, сопровождая каждого, постепенно сокращали помощь со стороны.

При этом социальная реабилитация осуществлялась не только в рамках тренировочной квартиры – она охватывала всю инфраструктуру Центра. Так создавалась своеобразная открытая среда для включения инвалидов в социальное взаимодействие.

После окончания процесса социально-бытовой реабилитации в тренировочной квартире у клиентов есть возможность перейти на следующую ступень – получение навыков овладения профессией в центре адаптивной занятости инвалидов. Это позволит осуществлять дальнейшую работу по трудовой адаптации и помощи в выборе профессии. Сегодня Центр предлагает более 10 дополнительных образовательных программ обучения: пользователь ПК, швейное дело, столярное дело, фотодело, декоративно-прикладное ремесло (гончар) и т.д. Таким образом, выстраивается своеобразная траектория непрерывного реабилитационного процесса.

Заведующая отделением сопровождаемого проживания Наталья Бабаянц, комментируя результаты проекта, подчеркивает:
— Жизнь в квартире наполнена интересными событиями. У ребят появились традиции: каждое утро – зарядка (даже в выходные дни соблюдался спортивный режим), в конце дня в тёплой обстановке на кухне, за чаем, – «вечерний круг» (обмен мнениями и впечатлениями о прожитом дне, планы на завтрашний день, пожелания, обсуждение трудностей, с которыми столкнулись ребята). По средам ребята всегда ждали гостей, готовились к этому событию заранее: обсуждали угощение, искали рецепты, продумывали досуг. В выходные дни много радости доставляли спортивные развлечения, прогулки и общение с родственниками по скайпу. Уборка квартиры не вызывала никаких затруднений, а входила в распорядок дня как режимный момент. Посещение тренажерного зала, музыкальной студии, шахматного кружка, арт-мастерских, информационно-библиотечного центра, работа в теплице помогли ребятам сформировать и закрепить навыки коммуникации.

Самое главное, что за два месяца у ребят сложились дружеские отношения. Они поддерживали друг друга, сопереживали, если возникали какие-то проблемы и радовались, как дети, успехам. Ребята не хотели расставаться, трогательно называли квартиру «домом», спрашивали, можно ли приходить в гости и обращаться за советом. А для нас, сопровождающих специалистов, было приятно осознавать, что сделано много, ещё столько же предстоит пройти по ступеням непростого пути в самостоятельную жизнь вместе с теми кому необходима наша помощь и поддержка.

Итогом, или скорее, промежуточным результатом стал переход ребят по окончании трека сопровождаемого проживания в Ресурсный центр адаптивной занятости молодых инвалидов с ментальными нарушениями, в рамках работы которого ребята продолжат общение, будут двигаться к новым целям.

Не только элементарные, но и профессиональные навыки


Совместным решением ребят и специалистов центра по оптимизации работы технологии учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания было создание Консультационного центра в онлайн-формате, куда можно будет оперативно обратиться и получить не только психологическую поддержку, но и квалифицированные ответы на трудные вопросы.

В рамках курса по учебному сопровождаемому проживанию ребята знакомились с профессиями, проходили практические профессиональные пробы по разным направлениям. Двое из них по окончании курса продолжили обучающий трек по дополнительной образовательной программе: один осваивает навыки мастера по ремонту обуви, другой получает профессию оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин (компьютерная графика). Трое ребят переведены в Ресурсный центр адаптивной занятости молодых инвалидов с ментальными нарушениями.

В Центре меня многому научили, дома все делали родители, я им только помогал по их просьбе иногда по своему желанию. Теперь хочу получить профессию и работать сам, мечтаю, как буду ремонтировать обувь, и организовать свой быт, – рассказал Михаил Н.

С 8 ноября стартовал второй поток по обучению молодых людей с ментальными нарушениями: в течение двух месяцев в тренировочной квартире будут проживать и проходить обучение 5 девушек из Новохопёрского психоневрологического интерната. Приехав в Центр, каждая уже наметила для себя профессиональные предпочтения. В течение первой недели проходили практические профессиональные пробы, с помощью которых был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Например, Яна К. будет осваивать навыки швейного дела.

Здесь я уже две недели, с нами занимаются, учат готовить – так много впечатлений! А еще я выбрала профессию швеи. У себя в интернате я что-то шила, но не как профессионал. Здесь планирую научиться швейному делу и мечтаю, вести швейную мастерскую для девчонок в интернате, буду ремонтировать одежду, шить модные вещи по своему дизайну, – мечтает Яна К.

Да, полученные знания и навыки в дальнейшем позволят девчонкам самостоятельно проживать в тренировочной либо социально-реабилитационной квартирах под присмотром специалистов Новохопёрского психинтерната. А вот в какую именно из двух квартир вернутся девушки после обучения, будет зависеть от их самостоятельности.

В рамках внедрения в регионе системы долговременного ухода в Новохопёрском психоневрологическом интернате были обустроены две квартиры: одна из них является тренировочной и находится на территории учреждения, другая – социально-реабилитационная – расположена за территорией дома-интерната и рассчитана на проживание 2-3 человек.

— Сейчас совместно со специалистами Новохопёрского психоневрологического интернаты мы разрабатываем проект внутриведомственного соглашения об оказании образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам. Это в дальнейшем позволит воспитанникам психоневрологического интерната не только обучаться в Центре таким навыкам самообслуживания как уход за собой, приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек, но и получить специальность и возможность трудоустройства. Предполагается обучение 80 молодых людей с ментальными нарушениями для последующего сопровождаемого проживания в общежитии Новохопёрского психоневрологического интерната, в котором сейчас проводится капитальный ремонт, – заключает Ирина Гринева.

communa.ru/obshchestvo/sem-stupeney-vverkh-kak-v-voronezhskoy-oblasti-proiskhodit-reabilitatsiya-molodykh-invalidov/ Нравится Не нравится Источник: http://communa.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...