День глазами кондуктора: суровые условия работы в автобусе раскрыли изнутри в Воронеже

12:25
10
День глазами кондуктора: суровые условия работы в автобусе раскрыли изнутри в Воронеже

Полное погружение — это всегда интересно.

Водители, кондукторы и диспетчеры городских автобусов — это люди, которых мы видим каждый день. Но не все и не всегда понимают, что это за работа и с какими трудностями люди сталкиваются. Для того, чтобы в этом лучше разобраться, я решил один день поработать на линии.

При выборе маршрута я руководствовался тем, что он должен быть магистральным через весь город, обслуживаться автобусами большого класса и работать с кондукторами, чтобы я как кондуктор не был там чем-то инородным. Под эти критерии хорошо подошел 80 маршрут, руководство предприятия в итоге пошло мне навстречу.

Итак, конец декабря, четверг, 5-45 утра. Город еще спит, но в автотранспортных предприятиях в это время жизнь кипит. В автоколонне 1149 на Острогожской водители выстроились в очередь на осмотр к медику. На медосмотр никого посторонних не пускают, медкабинет является отдельным учреждением, и вход ограничен даже руководству предприятия. В офисе водители получают путевые листы. Кто-то начинает движение с одной конечной, кто-то едет в сторону другой, а кто-то, как в итоге мы, стартует в центре на остановке «Цирк».

Мне достался автобус МАЗ 2007 года и опытный водитель Сергей. Автобус не новый, но, по словам Сергея, здесь проведен капитальный ремонт. Выглядит в целом неплохо, а по воронежским правилам он может эксплуатироваться еще 7 лет.

У водителя свой терминал, у меня свой. Начинаем движение.

Кондукторы сейчас есть далеко не в каждом автобусе. Это дорого, лишние расходы. Но там, где есть, они все-таки себя оправдывают. Пока автобус пустой, многие вошедшие идут оплачивать проезд водителю, но по мере наполняемости все больше пассажиров платят и кондуктору. Зайцев сегодня в Воронеже стало как никогда много.

Чаще всего это молодые здоровые люди, которые демонстративно проходят мимо кондуктора, понимая, что в час пик вряд ли кто-то устроит скандал, опасаясь сорвать интервал и навредить всем остальным пассажирам. Чем руководствуются зайцы, я не знаю, возможно, тем же, чем оправдывают себя те, кто закрывает номера на парковках – «транспорт частный, не хочу платить дяде, в СССР все бесплатно было» и т. д. Были те, кто искренне расстраивался, зайдя в среднюю дверь и увидев кондуктора, но за проезд при этом они заплатили. Я уверен, что в автобусах без кондукторов зайцев может быть несколько десятков в день.

Полный круг на маршруте от конечной до конечной и обратно — около двух с половиной часов. По факту, с учетом пробок и того больше. За смену автобус делает четыре полных круга. У нас на это ушло около 14 часов. Первый и последний круги делают большую часть кассы. 2 дневных вместе взятые по количеству пассажиров меньше любого из пиковых. А общее количество перевезенных за день пассажиров — чуть больше 600.

На каждой из конечных работает диспетчер. Его задача — следить за интервалом между автобусами, но есть и другие оргмоменты. Например, в день моей работы диспетчеры собирали пожелания водителей о работе в праздники для того, чтобы составить график.

Условия работы диспетчера зависят от него самого. Потому как на обеих конечных рабочее место у них — это личный автомобиль. В Студгородке диспетчерской давно нет, трамвайное кольцо застроено, а на автобусном часто сложно развернуться из-за припаркованных авто. На Перхоровича у госпиталя диспетчерская была построена в 2009 году, но на баланс ее так никто и не взял, и уже более 10 лет она в полной разрухе.

И там, и там в качестве туалета установлены синие пластиковые кабинки. Водителю и кондуктору также приходится пользоваться ими. Но народ не жалуется, говорят, что это еще не так плохо, ряд конечных в Воронеже не имеют и таких условий.

Как такового перерыва в работе нет, но днем бывают увеличенные интервалы, и у водителя и кондуктора есть примерно 25-30 минут на обед. Можно взять из дома и поесть в автобусе, но разогреть негде. Обедают водители чаще всего в Студгородке, на конечной есть кафетерий, основные клиенты которого — как раз работники общественного транспорта. Мне обед обошелся в 225 рублей, но был он даже слишком сытным, можно было взять и что-то полегче.

Мой водитель умудрился в целом неплохо и сытно пообедать всего лишь за 98 рублей. Условия сомнительны, но еда реально вкусная. Само заведение — как из середины 90-х. Я и не замечал раньше, что подобных общепитов в Воронеже еще много.

Рядом с местом кондуктора есть разъем прикуривателя, и это очень удобно, весь день я не беспокоился, что камера или телефон разрядятся.

Что касается пассажиров.

Маски носят многие, на мой субъективный взгляд не менее двух третей. Хотя во время вечернего рейса о социальной дистанции в автобусе можно только мечтать.

Оплата наличными у меня была всего 36%. Остальные — по банковской карте. Это и удобно, и пока что дешевле. Всего за пару лет воронежцы привыкли к оплате безналом. Возможно, что поролончик и засунутые в него монетки останутся мэмом и уйдут в историю.

Периодически люди задают незначительные вопросы. С 1 декабря у №80 были небольшие изменения в маршруте, и пассажиры до сих пор уточняют новый маршрут.

Искренне расстраивает злость и агрессия в людях. За мой рабочий день было сразу несколько громких ссор — задели плечом, наступили на ногу, и начинается. Причем конфликтовали как молодые парни с района, так и взрослые, прилично одетые дамы.

Днем на конечной перила и поручни протирает специалист по санобработке. Вечером автобус после мойки также проходит обработку. Но, кстати, далеко не все перевозчики продолжают это делать. Слышал разговоры среди водителей о том, что есть компании, где нет никакой обработки, и вечером не надо убивать на это лишние полчаса. Не знаю, насколько эта мера действительно помогает, но требования должны быть все же едиными.

Мой рабочий день продлился почти 15 часов. Зарплата — 1000 рублей за смену. Обед оплачивает перевозчик, то есть 1000 рублей — это чистый доход. Конечно, это копейки, но и работа не требует особых интеллектуальных навыков и подготовки. Так что место кондуктора вполне может быть подработкой для пенсионера, временной работой для тех, кто в поиске, вариантом для людей с какими-то физическими ограничениями.

Водитель на смене не менее 16 часов. Дежурные и того больше. Уже съехав с маршрута, ему необходимо помыть автобус, заправиться и дождаться, пока пройдет санобработка. Зарплата — втрое выше, чем у кондуктора. Много ли это? Это выше средней официальной зарплаты в городе, но с учетом затраченного времени это совсем мало.

Конечно, рабочий день должен длиться 8 часов. Но в Воронеже такого графика нет ни у одного из перевозчиков. Во-первых, есть физическая нехватка водителей. На многих маршрутах недовыпуск, техника в гараже. При таком графике количество автобусов сократится в 2-3 раза. Ну, а вторая причина — экономическая. Единственный источник доходов — это деньги пассажиров. При двухсменном графике количество пассажиров сильно не изменится, получается, что зарплата станет меньше. Так что водители готовы перерабатывать, лишь бы не снижался их доход. Ситуацию надо менять, но иных вариантов, кроме как введение брутто-контрактов, я не вижу. Когда эта система будет в Воронеже — пока вопрос.

В любом случае, мой опыт работы был интересным, обязательно посмотрите видео. А я постараюсь делать интересный контент, а также все возможное, чтобы наш город становился лучше.

Виталий Иванищев

Источник: http://bloknot-voronezh.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...